Камеральное описание 1833 года

      В городе 10 каменных церквей и одна деревянная - кладбищенская.
       1. Соборная во имя святителя Николая с пределами Афанасия и Кирилла Александрийских и великомученицы Параскевы построена в 1681г. стольником Богданом Давыдовым, а нынче вновь перестроена.
       2. Воскресения Христова с двумя пределами: Казанской Пресвятой Богородицы и святых мучеников Фрола и Лавра, построена прихожанами в 1690г., а в 1798 вновь возобновлена старанием мценского купца Филатова, сына Камышина.
       3. Живоначальной Троицы с двумя пределами Чудотворца Николая и бессеребников Козьмы и Демьяна, построена в 1784г.
       4. Успения Пресвятой Богородицы с 2-мя пределами Евангелиста Иоанна Богуслава и великомученицы Прасковьи, построена в 1797г.
      5. Воздвижения Честного Креста Господня с двумя пределами: святого великомученика Никиты и святых жен Мироносиц, построена в 1810г. купцом Иваном Никитовичем Барыковым.
       6. Воздвижения Господня, что прежде была женского монастыря с двумя пределами аристократа Михаила и Иоанна Предтечи, построена игуменью Февронию в 1702г.
       7. Сергия Радонежского Чудотворца с пределом великомученика Дмитрия, построена в 1755г.
       8. Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя пределами: пророка Илии и святых апостолов Перта и Павла.
       9. Великомученика Георгия с пределом святых мучеников Бориса и Глеба, построена в 1683г.
       10.Богоявления Господня.
       11.Деревянная кладбищенская священного Харлампия с двумя пределами преподобных Никиты и Герасима.

Мценск ц. Преображения Господня. 1845г.

      Расположена на юго-восточной окраине города на городском кладбище. Преображенская церковь построена в 1845г. на средства мценских купцов Петра Смирнова, Онуфия Соплакова и других. Имела три престола: холодный во имя Преображения Господня, теплые - с правой стороны во имя Божией Матери всем Скорбящим Радости, на левой - Священномученика Харлампия. До середины ХIХ века рядом стояла более древняя церковь Священномученика Харлампия, окончательно разобранная в 1852 году. При храме имелась богадельня для двух человек.
       Преображенская церковь была закрыта в 30-е годы, тогда же началось постепенное ее разрушение. Были сломаны колокольня, трапезная, приделы и алтарная часть. В настоящее время от храма сохранился нижний четверик главного объема и венчающий его барабан.

г.Мценск ц. Св. Великомученика Георгия. 1825г.

      Поставлена на высоком берегу реки Мцена на территории Балчуга (Старого Посада) в древнейшей части города.
      Георгиевский приход, предположительно, существовал уже в ХVI веке. В письменных источниках церковь впервые упоминается в Писцовой книге города Мценска Василия Васильевича Чернышева и подъячева Осипа Богданова 1625г. В это время здесь стояли два деревянных "клецких" храма Георгия Страстотерпца и Бориса и Глеба с приделом Василия Блаженного. "А в них Божия милосердия образы месныя и книги и ризы и колокола и всякоя церковная строенья тое ж церкви попа Федора". При церкви были два двора поповских, дворы просвирницы и пономаря и три двора бобыльских.
       В 1683 году вместо деревянных обветшалых храмов была выстроена каменная Георгиевская церковь. Но она оказалось слишком тесна и вдобавок обветшала, и в 1825 году вместо нее "тщанием прихожан" был выстроен более вместительный храм в то же имя. Он имел два престола, главный холодный во имя Св.Великомученика Георгия и теплый придельный - Св.Благоверных князей Бориса и Глеба. Одним из вкладчиков храма состоял действительный Статский Советник Николай Иванович Шеншин. При церкви имелась деревянная богадельня.
       Церковь была закрыта в 30-е годы. Колокольня не сохранилась.

г.Мценск Николаевский собор 1810-1841г.г.

      Стоял на вершине Соборной горы (в XVIIв. гора Самород) при впадении в Зушу речки Мцны.
      "Дом святого Николы" во Мценске, являлся одним из древнейших храмов Орловщины и, предположительно, существовал уже в XIIв. Первые же документальные упоминания о нем относятся к 1625г. Деревянный "клецкий" собор находился в центре Мценского кремля - Рубленного города, венчавшего вершину скалистой горы Самород. Кроме собора в кремле находилась деревянная же "клетская" церковь Параскевы Пятницы.
       В 1672г. взамен деревянного обветшавшего на этом месте иждивением Богдана Давыдовича Протасова началось строительство каменного собора с таковой же колокольней, продолжавшиеся до 1681 года. Здесь же в 1689 году был захоронен и строитель храма.
       В 1757 году собор сильно пострадал во время "великого" городского пожара. Тогда же полностью сгорели остатки деревянной Мценской крепости и ц.Параскевы Пятницы, заново отстроенная уже на другом месте, в Ямской слободе. В этом же году были разобраны старые трапезная и колокольня, взамен которых заложили новые.
       К 1773 году более обширная трапезная, в которой устроили придел во имя Афанасия Александрийского, и высокая колокольня в стиле барокко "прекрасной архитектуры" были "по надлежащему устроены, иконостасами, святыми иконами и прочим церковным благолепием украшены". Но к началу XIX века старый собор уже обветшал и стал маловместителен для прихожан быстро росшего и богатевшего торгового города. Поэтому проект нового собора, более величественного и обширного, был заказан известному русскому архитектору Аврааму Ивановичу Мельникову (1784-1854г.г.).
       Новый собор заложили в 1810 году на территории между старым собором и тем местом, где некогда стояла Пятницкая церковь. В 1837 году окончили теплую трапезу с двумя престолами: Св. Афанасия Александрийского и Параскевы Пятницы.
      Несколько позднее старый собор разобрали, оставив от него только колокольню и расширив новый храм за счет возведения обширных приделов с северной и южной сторон, первого во имя первомученника Стефана, второго во имя Печерской Божией Матери, оконченных в 1841 году.
       В 1844-1845 годах собор был расписан "стенным письмом" художниками Тихоном и Николаем Богдановыми. В 1859 году храмовую территорию окружили каменной с железной решеткой оградой.
       В 60-е годы XIX века была разобрана еще стоявшая старая соборная колокольня, вместо которой в 1865 года местным протоиреем Ильей Соколовым и купцом Николаем Ивановичем Золотаревым началось строительство новой колокольни, оконченной через десять лет "тщанием соборного старосты мценского купца Ионы Николаевича Шарапова".
      Самый большой из колоколов, висевший на соборной колокольне, весил 718 пудов и был отлит на московском заводе Смагина. Несколько ниже, в отдельном проеме висел старинный вестовой колокол, находившийся некогда на одной из башен мценской крепости. Надпись на нем гласила: "7188 /1680/ февраля в 2 день, Великого Государя казенной вестовой колокол во Мценск".
       Главной святыней собора являлся чудотворный деревянный образ Св.Николая Чудотворца "резной... чудный и можно даже сказать страшный", к которому ежегодно приходили поклоняться сотни тысяч паломников. Предметом почитания также был и камень в виде креста, на котором образ, по преданию, приплыл во Мценск в 1415 году против течения реки Зуши.
       Собор привлекал внимание проезжавших через город путешественников, описавших его в своих воспоминаниях и дневниках, к числу которых относились поэт и драматург князь И.М. Долгоруков, филолог И.И. Срезневский и другие. Сюда на поклонение чудотворному образу перед трудной работой по подковке "аглицкой" блохи направил своего героя - Левшу - Н.С. Лесков. Храм был взорван в 30-е годы, а отдельные фрагменты его стен простояли до 60-х годов нашего века.

г.Мценск ц. Воздвижения честного и Животворящего Креста Господня (Никитская, Мироносицкая) 1818 год

      Предположительно никитский приход "повыше" Затинской ( Вышезатинской ) слободы существовал уже в XVI веке. Впервые же деревянная Никитская (Мироносицкая) церковь упоминается в Переписной книге г.Мценска 1626 года: "Церковь Святых жен Мироносиц да Никиты святаго Мученика древеная клецки, а в них Божия милосердия образы месные, книги и ризы и колокола и всякое церковное строенья тое ж церкви попа Герасима".
       В 1757 году вместо обветшавшей деревянной церкви была выстроена каменная в то же имя, но и она из-за близости к реке быстро обветшала.
       В начале XIX века на средства купца Ивана Никитича Барыкова на новом месте, выше старого на квартал, началось строительство каменного храма, превосходившего по размерам все остальные церкви города и оконченного в 1818 году. Он имел три престола: главный холодный - Воздвижения Креста Господня, в теплой трапезной - во имя Св. жен Мироносиц (справа) и Св. великомученика Никиты (слева).
      Благодаря богатому внутреннему убранству и значительной вместимости, превосходившей старый городской собор, Крестовоздвиженская церковь вплоть до 40-х годов XIX века, когда был окончен новый собор во имя Св. Николая Чудотворца, выполняла функции соборной.
       23-25 января 1826 года в храме покоилось тело императора Александра I, которое везли из Таганрога в Санкт-Петербург. В память об этом событии членами царской фамилии храму было поднесено паникадило, а внутри церкви установлена памятная доска. Свои детские впечатления о царских похоронах описал А.Фет в произведении "Ранние годы моей жизни".
       В 1897 году храм в последний раз капитально отремонтировали.
       С 1899 году при нем начала функционировать церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном деревянном доме.
       Церковь была закрыта в 30-е годы. В годы войны авиабомбой были разрушены своды трапезной. В 1960 году здание поставили на госохрану, что не помешало городским властям хлопотать о его сносе под предлогом ветхости. К счастью, храм удалось отстоять.
       С 1976 года на нем велись вялотекущие реставрационные работы, в настоящее время остановившиеся совершенно.

г.Мценск ц. Живоначальной Троицы. 1770 год.

      Находится у перекрестка ул.Советской (бывшая Белевская) и ул. Калинина (бывшая Троицкая).


      Троицкий приход в Большом остроге Мценской крепости возник в XVI-начале XVII веков (не позднее 1625 года). Первоначальный деревянный храм имел три престола: Живоначальной Троицы, Рождества Христова и Козьмы и Дамиана. Он сгорел 26 декабря 1676 года и через несколько лет на его месте выстроили новый деревянный же.
       Каменный Троицкий храм бал заложен в 1770 году вместо обветшавшего деревянного на новом месте в Ямской слободе за рекой Зушей на средства мценского купца Алексея Ивановича Иноземцева (по другим источникам в 1774 году Филиппом Иноземцевым).
       Колокольню при церкви построили в начале XIX века.
       Во второй четверти того же столетия перестроили трапезную. Храм имел три престола - главный холодный во имя Живоначальной Троицы, теплые в пределах, правый - Св.Николая Чудотворца, левый - Св.Бессеребренников и Чудотворцев Козьмы и Дамиана. При церкви была каменная лавка и богадельня, в которой в 1856 году проживало "12 богадельниц".

г.Мценск ц.Воскресения Христова. 1802 год.

      Поставлена в низменно заречной части города на берегу реки Зуша. Воскресенская церковь являлась одним из древнейших храмов на территории Нового Посада г.Мценска, находившегося за рекой Зуша. Ее приход, предположительно, существовал с XVI века.
       Впервые церковь упоминается в писцовой книге города Мценска Василия Васильевича Корпышова и подьячего Осипа Богданова 1625 года. Согласно ей, здесь были два деревянных клецких храма, стоявших рядом, один - обновления Храма Воскресения Христова, другой - Священномучеников Фрола и Лавра, а в них "божия милосердия образы месныя иконы и ризы и колокола и всякоя церковное строенья тое ж церкви попа Ивана Максимова да Ивана Алексеева". Церкви стояли на Красной Площади, являвшейся административным и торговым центром посада.
       В 1690 году вместо деревянных была выстроена каменная церковь во имя Воскресения Христова с приделом Казанской богородицы. Она представляла из себя прямоугольный объем, увенчанный главкой, к которому с задней стороны примыкала трапезная одинаковой ширины с церковью. К трапезной была пристроена трехъярусная колокольня, состоявшая из низкого четверика и поставленных на него двух восьмериков, из которых, в последнем, находился ярус звона. Ее венчал восьмигранный барабан с главкой.
       В XVIII веке храм являлся главной доминантой площади, на которой находились корпуса присутственных мест, гостиный двор, соляной и винный магазины, склады и здание народного училища.
       В 1802 году, вместо прежней маловместительной, была построена новая, более обширная и величественная, церковь в то же имя. Храм имел три престола: главный холодный - во имя Обновления Храма Воскресения Христова и теплые предельные - во имя Иконы Казанской Пресвятой Богородицы и Священномучеников Флора и Лавра. Трапезная и колокольня были возведены во второй четверти XIX века, тогда же обновили Фасадный декор храма. С северо-восточной стороны рядом с церковью находились корпуса каменных торговых лавок, стоявших еще в 60-е годы XX века и по преданию принадлежавших одному из героев очерка Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".
       Церковь была закрыта в 30-е годы. Храм утратил колокольню, верхний ярус с завершением и был превращен в производственное помещение. В настоящее время здание бесхозно.

г. Мценск ц. Вознесения Господня (Михаила Архангела). Конец XVII - начало XVIII в.в.

      Располагается на невысоком холме у устья речки Мцна напротив Соборной горы.
      В XVI веке на этом месте был основан женский Архангельский монастырь, прекративший свое существование в годы Смутного времени. По писцовой книге города Мценска 1625 года Василия Васильевича Чернышова и подьячего Осипа Богданова здесь находились две деревянные "клецкие" церкви Благовещения Богородицы и Архангела Михаила, причем Благовещенская церковь была "ветха и развалилась". При храмах состояли 3 двора попов и пономаря.
       В 1659 году митрополит Сарский и Подонский Питирим выдал освятительную грамоту: в которой было указано "...строить монастырь церкви Архангела Михаила да Благовещения Христова".
      В 1662 году по его грамоте строительницей девичьего монастыря была назначена старица Ефросинья Ивановская, вскоре после чего началось строительство монастырских построек. Но вновь образованный монастырь находился в гуще посада и был стиснут со всех сторон дворами, что приводило к частым столкновениям с посадскими людьми.
      В 1675 году Андрей Яковлевич Пятово, а позднее Василий Чертов и другие мценские служилые люди пожертвовали монастырю свои дворовые места, что позволило расширить его территорию.
       По сметной книге города Мценска 1691 года в девичьем монастыре имелись два деревянных храма: Михаила Архангела и Сергия Чудотворца, причем последний был ветхим.
       6 мая 1695 года во время городского пожара Вознесенский монастырь полностью сгорел. По-видимому, это несчастье подтолкнуло игуменью Февронию к началу строительства в конце XVII века каменной соборной вознесенской церкви с тремя престолами: Вознесения Господня, Михаила Архангела и Иоанна Предтечи, продолжавшееся еще в начале XVIII века.
       Кроме строившегося собора в монастыре в это время была еще деревянная "ветхая" церковь Михаила Архангела, разобранная, по-видимому, после окончания строительства и 27 келий. В 1702 году в монастыре состояло, кроме игумении, 56 монахинь.
       В 1744 году во время путешествия на богомолие в Киев, во Мценске побывала императрица Елизавета Петровна вместе с наследником Петром Федоровичем, пожаловавшая обители денежное пособие на постройку колокольни.
      23 апреля 1757 года монастырь в очередной раз сгорел и был восстановлен под руководством капитана Родиона Языкова подрядчиками купцами П.М. Москвитиновым и Ф.П. Иноземцевым. Тогда же его окружили каменной оградой длиной более 380 метров со Святыми и Водяными воротами и тремя башнями (разобрана в XIX веке).
       В 1764 году монастырь был закрыт и обращен в приходскую церковь.
       В середине XIX века к храму пристроили по проекту мценского мещанина Александра Яхонтова каменное крыльцо.
       Храм был закрыт в 30-е годы. Тогда же он утратил венчавший его световой барабан и верхний ярус колокольни.
       В годы великой Отечественной войны фашисты превратили полуразрушенную церковь в огневую точку и она значительно пострадала в ходе боев.
       После войны здание было спасено от окончательного разрушения энтузиастом-краеведом М.В. Каплинским, под руководством которого в 1949 году провели ремонт, в ходе которого разобрали руины алтарной апсиды с восточной стороны, расчистили перспективный портал с западной, а само здание накрыли крышей сложной формы, из-за чего оно стало походить на жилую постройку XVII века и под названием "дом боярина" попало в краеведческую литературу.
       В 1992 году Вознесенская церковь передали общине верующих.

г. Мценск ц. Введения (Петропавловская). Конец 70-х - начало 80-х годов XVII века.

      Стоит на высоком и скалистом левом берегу реки Зуша на территории бывшего Малого острога Мценской крепости.


      В XVI-XVII веках являлась соборным храмом мужского Пертопавловского монастыря. Он считался одним из древнейших монастырей на Орловщине, и по преданию был основан в XII веке, хотя наиболее вероятным временем его основания является начало XVI века, когда г.Мценск вошел в состав Московского государства (1500 год). По писцовой книге города Мценска 1625 года в Петровском монастыре были 2 деревянных "клецких" храма: церковь Петра и Павла и Введения Пресвятой Богородицы с приделом Ильи Пророка.
      В 70-е годы XVII века стольником С.В. Рагозиным в монастыре строится каменный храм Введения Пресвятой Богородицы с тремя пределами: Введения Богородицы, Петра и Павла и пророка Ильи. Тогда же, по-видимому, была разобрана 2-я деревянная монастырская церковь.
       В 1694 году Петровский монастырь был переведен на новое место, ниже по течению Зуши, где продолжил свое существование под названием Петропавловского, а Введенская церковь была обращена в приходскую. Колокольню при ней построили на рубеже XVIII и XIX веков.
       Перед Первой Мировой войной планировалось при Введенской церкви устроить скит, приписной к Петропавловскому монастырю, но это осуществлено не было.
       Храм закрыт в 30-е годы. В годы оккупации Мценска немцы использовали его как конюшню.
       Вновь открыт после Великой Отечественной войны в 1947 году. В церковной ограде сохранились четыре надгробных белокаменных плиты первой половины XVI - середины XVII веков, открытые искусствоведом Т.А. Тимашевой. Одна из плит содержит надпись: "Лета 7164 (1656) генваря 18 день преставился раб божий Иван Стефанович Рагозин во иноцех схимник Иев".

г. Мценск Мценский Петропавловский третьеклассный не общежительный монастырь

      Располагался на северо-западной окраине города Мценска недалеко от ж/д вокзала, у впадении в реку Зуша оврага "Прудище". Первоначально в XVI-XVII веках находился на территории Малого острога Мценской крепости (см. ц.Введения в г.Мценске).
       22 декабря 1694 года по резолюции Ефимия Митрополита Сарского и Подонского монастырь был переведен на новое место, пожалованное ему дворянами Протасовыми, на окраину Мценска, где вокруг него со временем возникла Подмонастырская или Игумнова слободка.
       В 1722 году монастырь значился приписным к Троице-Сергиеву монастырю и имел 4 крестьянских двора. В 1744 году он владел уже 74 крестьянами. В 1744 году обитель оставлена за штатом.
       По описанию 1764 года в Петропавловском монастыре имелись две настоятельские кельи с сенями, хлебня ветхая деревянная, три братских кельи, из них одна из печи, два ветхих житенных амбара и две школы, в которых обучалось 150 учеников. Территория монастыря была окружена каменной стеной протяженностью 175 сажень (около 350 метров) с двумя башнями и 2 воротами. Монастырь в это время владел 4-мя десятинами земли, часть которой была занята монастырскими постройками, березовой рощей, 2-мя огородами и садом.
       При монастыре состояло 7 монахов, в том числе Игумен Моисей. 27 января 1820 года сюда были переведены Архимандрия, штат, степень и имущество из Орловского Успенского мужского третьеклассного монастыря.
       Строительство Соборной Покровской церкви монастыря с приделом Святых Апостолов Петра и Павла было начато в 1695 году игуменом Германом и продолжалось еще в начале XVIII века.
       19 августа 1812 года прежний придел Апостолов Петра и Павла был переосвящен во имя Святого Князя Александра Невского. Новый придел, пристроенный к церкви с южной стороны был освящен 11 сентября того же года во имя Петра и Павла, но и он 16 октября 1852 года был переосвящен во имя Божией Матери Споручницы грешных.
       Колокольня церкви была разобрана в 1807 году. Красивый пятиярусный иконостас храма был современен дате его возведения. В южном приделе церкви находилась ризница, в северном - библиотека. Самыми древними из книг библиотеки являлись Трифологий, напечатанный в Москве в 1637 году, рукописное Евангелие, предположительно XVI века, а также планы и межевые книги монастыря 1788-1797 годов. И ризница, и библиотека были значительно расширены в 1820 году, когда туда поступило имущество бывшего Орловского Успенского монастыря. Другая церковь монастыря, Знаменская, двухэтажная и двухпрестольная, находилась в юго-восточном углу монастыря. Она была основана в 1813 году вместо прежней деревянной Знаменской, разобранной в 1807 году для строительства на ее месте каменной колокольни. Церковь первоначально имела 1 престол (южный) в честь Знамения Пресвятой Богородицы. В первом ее этаже находились проезжие ворота, позднее заделанные.
       В 1848 году церковь была переделана для зимнего богослужения, в ней появился северный престол во имя Святых Апостолов Петра и Павла, перенесенный из Покровской церкви. Под церковью в нижнем этаже помещались различные службы: братская трапеза с поварнею, столярная и кладовая. Каменная трехъярусная колокольня со Святыми воротами была начата в июле 1807 и закончена в 1812 году. На ней висело 8 колоколов, из которых большой весил 313 пудов 12 фунтов, и был отлит в 1858 году бронницкими купцами П.С. и М.Т. Хоботовыми. Ограда вокруг монастыря, конюшни и скотного двора, а также баня, были каменные, прочие постройки деревянные на каменных фундаментах. Настоятельский корпус в 1852 году устроили вновь. В нижнем каменном этаже его помещалась малая кухня, просторня и три братские кельи. Новый братский корпус с 4-мя кельями был построен в 1848 году. В нижнем каменном полу этаже его находился погреб. Старый же братский корпус в 1848 году был совершенно обновлен. Скотный двор с избой, конюшня с экипажным помещением первоначально находились внутри монастыря, но между 1846 и 1853 годами они были вынесены за ограду и устроены вновь на каменных столбах с сараем и сеновалом. Все монастырские постройки, кроме храмов, были покрыты тесом.
       В 1854-1855 годах южную сторону монастырской ограды разобрали. Вместо нее была устроена новая с двумя башнями, крытыми железом, с прибавкой к монастырю земли. В 1856-1857 годах новая каменная ограда с въездными воротами была устроена и с восточной стороны. Наиболее чтимыми иконами монастыря являлись: местный образ Христа Спасителя размером в человеческий рост, образ пресвятой Богородицы, Курская икона Знамения Пресвятой Богородицы, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы (1752 год). В 1907 году во владении монастыря имелось 376 десятин земли, мельница в Севском уезде, около 10 голов рогатого скота и 10 лошадей.
       В 1900 году в штате монастыря состояло 46 человек, считая послушников и служителей. Петропавловский монастырь издавна служил усыпальницей мценского дворянства. Здесь были захоронены Шеншины (на паперти собора), Протасовы, Шеины, Кривцовы. 31 января 1891 года здесь был похоронен генерал Н.А. Белый. Кроме того, на монастырской территории были захоронены многие игумены, строители и архимандриты монастыря, в том числе и иеромонах Мельхиседек, предложение о канонизации которого было вынесено в 1918 году, но оно так и не было осуществлено, по-видимому, из-за наступивших для Русской Православной церкви тяжелых времен. Во Мценске монастырю принадлежала стоявшая на Московской улице часовня Кирика и Иулитты, построенная в XVIII веке, при которой имелось несколько келий. В 1857 году началась переделка бывшей часовни в церковь, которую освятили во имя Всех Святых. В 1887 году к ней были пристроены 2 придела: Кирика и Иулитты, Преподобного Иосифа Царевича, а также была надстроена колокольня и устроен корпус келий (не сохранилось).
       В 1923 году Петропавловский монастырь был закрыт. В 30-е годы началось разрушение монастырского комплекса. Была разобрана большая часть покровского собора, со Знаменской церкви снято завершение, разрушена колокольня, а сам храм был приспособлен под клуб железнодорожников.
       В настоящее время на территории монастыря сохранились: основной объем Знаменской церкви, апсиды Покровского собора, 2 корпуса деревянных келий и фрагменты ограды с воротами.